ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Доступная среда
В качестве основной цели в
области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами в нашей школе рассматривается создание условий для
получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Задачи:
·
обеспечение
условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение
бесплатного образования;
·
организация
качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными
формами отклонений в развитии;
·
сохранение и
укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе
совершенствования образовательного процесса;
·
создание
благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
·
расширение
материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей
с ОВЗ и детей-инвалидов;
·
совершенствование
системы кадрового обеспечения.
Конструктивные особенности
здания МБОУ «Большанская ООШ» Прохоровского района Белгородской области не предусматривают наличие подъемников,
других приспособлений, кроме пандусов, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу
с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации всегда предоставлено сопровождающее лицо.
В школе созданы следующие условия для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми —
инвалидами:
Специально оборудованные
учебные кабинеты отсутствуют.
Объекты для проведения
практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
В МБОУ «Большанская ООШ»
имеется библиотека, не приспособленная для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, имеется доступ к сети Интернет и
возможность вывода необходимой информации на печатном носителе.
Доступа к объектам спорта для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на
колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата — нет; для лиц с
нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития –
доступ к объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и
воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Для обеспечения «равного
доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, созданы специальные
условия, в т.ч. доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ): имеется кнопка вызова
персонала для оказания ситуационной помощи, пандус. На стеклянных дверях, во
избежание травм, наклеен «Желтый круг» — предупредительный знак для слабовидящих
людей.
Сведения о специальных
условиях питания
Доступ к школьной столовой для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на
колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями
слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеется возможность организации
двухразового питания.
Специальные условия охраны
здоровья отсутствуют
Доступ к информационным
системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а
также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не
ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с «Правилами
использования сети Интернет в МБОУ «Большанская ООШ». На сайте школы функционирует
кнопка «для слабовидящих».
Непосредственного доступа
воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрено.
Для доступа обучающихся —
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к цифровым
образовательным ресурсам мы используем следующие порталы:
Единая коллекция Цифровых
Образовательных Ресурсов, которая включает в себя цифровые образовательные
ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты
(программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и
организации учебного процесса, что делает его более интересным и эффективным.
Единое окно доступа к образовательным
ресурсам. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам” предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных
интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке
для общего и профессионального образования.
Образовательные ресурсы сети
Интернет.
Каталог образовательных
ресурсов сети Интернет для основного общего образования.
Российский общеобразовательный
портал.
Всё для основной школы:
материалы для уроков, для самообучения, учебники, справочники, олимпиадные
задачи, решения и комментарии к ним, пособия, журналы, методические разработки
учителей, подготовка к ОГЭ и др.
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Проект федерального центра
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение
электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней
образования.
Сведения о наличии
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования
Специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Большанская ООШ» не имеется.
—————————————————————————
- прием
детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК;
- по
медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное
обучение на дому и инклюзивное образование;
- вопросы
деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в
школе разработаны инструкции по предоставления государственной услуги в сфере
образования для детей-инвалидов.
- О
возложении обязанностей по оказанию помощи инвалидам при передвижении по зданию
МБОУ «Большанская ООШ» и прилегающей к ней территории.
- Инструкция
для работников по обеспечению доступа инвалидов к услугам и объектам МБОУ «Большанской
ООШ»
- в
соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ
«Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения
детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс
инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам
организации интегрированного образования детей-инвалидов.
- вход
в образовательное учреждение оборудован пандусом;
- тифлотехнические
средства, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления
инвалидных колясок, поручни внутри помещений в образовательном учреждении
отсутствуют.
- в
школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе
детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-можностями здоровья.
- особые
условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным
сетям для инвалидов и лиц с ограни-ченными возможностями здоровья могут быть
предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Большанская ООШ» и с
другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия
для слабовидящих;
- в
школе имеются мультимедийные средства, оргтехника, компью-терная техника,
аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотех-ника. Специальные
технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального
пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют;
- при
школе нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативные документы Федерального уровня
· Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
·
Федеральный закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об
образовании в Российской Федерации"
·
Федеральный закон
от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
·
"Конституция Российской
Федерации" (ст.8)
·
"Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N
230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.01.2016)
·
Конвенция о правах инвалидов
·
Государственная
программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
·
Официальный сайт
государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Письмо
министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта
Федеральный
закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Подробнее…
Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15″Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Подробнее…
Приказ
Минобрнауки России от 9 ноября
Инклюзивное образование с реализацией программы
"Доступная
среда" в МБОУ «Большанская ООШ»
Прохоровского района
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная»
среда в данный момент упоминается в большом количестве
законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в
зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин
будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы,
внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с
сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно
перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле
то становится понятно, что организация доступной среды – это организация
наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к
примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только
инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более
удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверх-ностей специальными
поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не
только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций
организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками
зрения и дефектами слуха, приво-дящими к ограничению жизнедеятельности и
вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Документы МБОУ
«Большанская ООШ»
· Паспорт доступности.
·
План
мероприятий («дорожная
карта») муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большанская
основная общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области по
повышению значений показателей доступности для инвали-дов к объекту
и предоставляемым на нем услугам на 2020-2025 годы.
· Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объекта и предоставляемых в нём услуг в сфере образования (далее – услуги) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большанская основная общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области
Рекомендации учителям
·
Информационно - методический портал по
инклюзивному и специальному образованию
·
Рекомендации
по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях
общеобразовательной школы
Памятка
"Советы родителям детей с ОВЗ"